фино-угорские народы культура ханты-мансийск детский центр лылынг союм
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
Музыкальное направление
 
Образовательная программа: «Инструментальная музыка обско-угорских народов»
              Педагог: Рещиков Алексей Александрович
 
     В Ханты-Мансийском автономном округе-Югра в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию искусства и культуры коренных народов Севера.
Необходимым компонентом данного направления является углубленное изучение и передача подрастающему поколению национально-культурного наследия.
Народное искусство ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с музыкальной культурой этих народов. Его невозможно сохранить, утеряв искусство игры на национальных инструментах: санквылтапе, нарсъюхе, турмане, бубне, нэрнэ йив («Скрипка»), тарыг сыплув йив («Журавль»).
         Обучение детей в направлении «Инструментальная музыка» проходит на сангквылтапе (манс) и нарсъюхе (хант). Традиционные наигрыши на санквылтапе и нарсъюхе имеют широкую область бытования. Кроме того, на этих инструментах исполняются мелодии, сопровождающие танцы и шуточные представления медвежьего праздника, в которых участвуют люди. Это свидетельствует об универсальности сангквылтапа и нарсъюха, их способности аппелировать к любому из миров. Вероятно, по этой причине струнные музыкальные инструменты активно используются в качестве эквивалента к бубну. Поэтому очень важно внедрение музыкального искусства обско-угорких народов в дополнительное образование.
Главной задачей изучения инструментальной музыки народов ханты и манси является то, чтобы дети смогли передать свои мысли, чувства и впечатления музыкальными звуками, развить в них музыкальную отзывчивость, заложить основы творческой деятельности. Научить любить природу, слышать её звуки и передавать их с помощью музыкального инструмента. 
Образовательная программа «Мастерская обско-угорских наигрышей» была разработана в 2007 году на основе исследовательского и преподавательского опыта национальной детской школы искусств п. Саранпауль Березовского района и адаптирована в условиях Детского этнокультурно-образовательного центра «Лылынг союм» г. Ханты-Мансийск.
 
Участие  в музыкальных фестивалях-конкурсах
МОУ ДОД ДЭКОЦ «Лылынг союм»
 Фольклорный коллектив «Торые»
 
Название  основных мероприятий
Достижения
Воспитанники
1.
III Окружной фольклорный фестиваль детских коллективов обско-угорских народов «Салыкве» 2007 г.
Диплом за участие
Татаринова Дарья
2.
Открытый фестиваль национальных культур « Белый олень» 2008 г.
Диплом I степени
(солистка)
 
Диплом II степени
(номинация «ансамбль»)
 
Диплом IIIстепени
(номинация «вокал»)
Татаринова Дарья
 
 
Татаринова Дарья
Вадичупова Лена
Худякова Влада
 
Татаринова Катя
Худякова Влада
3.
Окружной детский музыкальный фестиваль обско-угорских народов «Санквылтап» 2008 г.
Диплом за участие
 
4.
Ассамблея фольклорных коллективов г. Киров 2008 г.
Диплом за участие
 
 
 
САНКВЫЛТАП, НАРСЬЮХ
     Санквылтап -манс., нарсъюх - хант. - национальный струнный щипковый инструмент, напоминающий форму лодки. Полукруглое днище выдалбливается из дерева, сверху крепится деревянная пластинка - дека. Современные мастера используют металлические струны; раньше же натягивали оленьи жилы. Струны натянуты параллельно корпуса.
Данный инструмент является самым популярным из всех инструментов в музыкальной культуре ханты и манси.
В литературных источниках встречаются различные названия инструмента: сангультап, санквылтап, югорская цитра, югорская лира и т.д.
Северные манси данный инструмент называют санквылтап, кондинские манси - санкэл тап, что в переводе означает «звенящая доска», васюганские ханты называют инструмент «панэн юх», сургутские ханты - «наркис юх», шеркальские ханты - нарс - юх (поющее дерево), березовские ханты - нарыс юх.
На сегодняшний день самое распространенное в округе название данного инструмента: нарсъюх - хант. и санквылтап - манс.
Корни происхождения родственных инструментов ханты (нарсъюх) и манси (санквылтап) одни и те же, но постепенно они приобрели некоторые отличия. Так как ханты, в основном, проживали на Оби, по своему географическому положению они более широко контактировали с другими народами. У приобских ханты появились металлические струны. Стали меняться крепления струн, следовательно, менялось и звучание инструмента. В результате анализа записей известных нам хантыйских исполнителей на нарсъюхе (А. Гришкина, А. Ангашупова, В. Юдина,) и мансийских исполнителей на санквылтапе (А. Бахтиярова, К. Лончакова, Г. Сайнахова), становится очевидным тот факт, что строй хантыйских инструментов гораздо выше, чем мансийских. Как правило, в хантыйских наигрышах более четко обозначена мелодическая линия, мансийским наигрышам свойственно более богатое орнаментальное изложение мелодии (украшение мелодии). Основные отличия хантыйской и мансийской инструментальной музыки наблюдаются между территориальными группами этих народов. В различных регионах существенно отличаются приемы игры. Мелодическая линия наигрыша под одним и тем же названием в различных регионах может существенно изменяться, а наигрыш звучать совершенно по-разному.
На старинных инструментах приспособлением для крепления струн служили косточки из утиных ножек, позднее деревянные палочки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром. Затем национальные мастера стали изготавливать крепления: Г. Сайнахов делал деревянные колки, А. Гришкин - из толстого алюминиевого провода, А. Ангашупов ставил гитарные колки.
 
БУБЕН
        Бубен - ударный одномембранный музыкальный инструмент в виде обода, обтянутого кожей с металлическими подвесками.
Подобные музыкальные инструменты распространены почти у всех народов. Отличительной особенностью бубна у народов Сибири и Дальнего Востока является его чисто сакральное предназначение. Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман связывался с миром духов. Инструмент использовался в конкретных обрядовых целях: изгоняли злых духов и болезни, призывали добрых духов и т.д. Бубен предназначался не только как музыкальный инструмент для создания ритмического аккомпанемента во время камлания, но имел символическое значение средства передвижения. Бубен мыслился оленем или лодкой, в которой шаман отправляется в путешествие. В него же, как в некое вместилище, шаман «собирал» своих помощников- духов. Женщинам запрещалось прикасаться к этому священному инструменту.
Хантыйские и мансийские бубны изготавливаются из выделанной и выдержанной кожи молодого оленя. Рукоять бубна, как правило, Y -образная, иногда крестообразная. Колотушку к бубну длиной около 40 см. выстругивают из дерева, край колотушки, соприкасающийся при ударах с бубном, иногда обматывается куском оленьей шкуры. Для звукового эффекта на оборотной стороне бубна подвязываются различные мелкие металлические предметы.
 
ЖУРАВЛЬ
     Журавль - национальный струнный щипковый музыкальный инструмент в виде плавной треугольной рамы, внутри которой натянуты струны различной длины и настройки.
Инструмент состоит из резонансного корпуса с декой, верхней дуги, струн. Передняя часть корпуса загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову, таким образом, общий вид инструмента напоминает птицу. Струны натягиваются между нижней и боковой частями инструмента. Согласно сведениям этнографической литературы, между колками и декой натягивалось от 5 до 13 струн. Гибкая верхняя дуга служила в качестве вибратора, к дуге привязывалась петля. Большой палец продевался в петлю и создавал вибрацию звука во время боя по бурдонной струне.
 Данный музыкальный инструмент известен почти всем локальным группам ханты и манси.
Существующее многообразие названий данного инструмента создает определенные сложности. В литературных источниках инструмент называют по разному: «разновидность арфы», «мансийская угловая арфа», «югорская арфа»; в просторечье по-русски инструмент называют «гусь», «журавль», «лебедь». Восточные ханты называют инструмент «тороп юх» - дословный перевод: журавль, дерево; северо-западные ханты - тарэгсапль; северные сосьвинские манси - «тарыгсып йив»; северные сыгвинские манси называют инструмент «тарыг сыплув ийв» - (транскрипция - тары сиплув йив, дословный перевод: журавля шея деревянная) и т.д. В различных наречиях ханты и манси во всех названиях данного инструмента, состоящих из одного, двух или трёх слов, обязательно присутствует слово «журавль», поэтому в целях унификации для удобства практического обучения игре на данном инструменте, мы произвольно назвали его - Журавль.
Дерево (как правило, ель) для изготовления журавля должно быть выдержанным, а не просто высушенным. У выдержанного дерева капилляры засмаливаются и не пропускают влагу. На старинных инструментах выстругивались деревянные колки и натягивались жильные струны, которые обладали хорошим тембром, но служили очень недолго. В настоящее время обычно пользуются гитарными колками и металлическими струнами.
Этот уникальный инструмент в инструментарии других народов Сибири отсутствовал. Ближайший аналог Югорской арфе - археологический экземпляр инструмента, найденный в Пазарыкском кургане и датируемый V-VI вв. до нашей эры.
Игра на журавле сопровождала исполнение песен медвежьего праздника и эпических произведений, повествующих об историческом прошлом народа.
При игре кладут инструмент на колени или же на правую ногу в вертикальном положении. Одной рукой играют мелодию, другой защипывают бурдонную струну. Некоторые исполнители при помощи петли на дуге создают вибрато.
Этот прекрасный грациозный инструмент использовался как сольный или аккомпанирующий . В настоящее время используется в сольной и в ансамблевой игре.
 
ТУМРАН
     Тумран - хантыйский губной язычковый инструмент из кости. Тумран состоит из тонкой (примерно 1,5 мм) костяной пластинки, длиной 13-14 см и шириной около 1,5 см, в которой сделана прорезь, образующая язычок. С правой стороны тумрана привязана веревочка.
В научной литературе тумран чаще всего называют «варган». Инструмент действительно напоминает варган, но принципиальное отличие от щипковых варганов в том, что звук извлекается дыханием и движением резонирующего язычка с помощью веревочки. Играющий на тумране дергает за веревочку, привязанную к правому краю инструмента - язычок колеблется и одновременно с помощью дыхания извлекается звук.
На тумране играть достаточно сложно. Чтобы извлечь мелодию, необходимо уметь создавать правильное колебание язычка и владеть особой техникой дыхания.
Тумран - хантыйский инструмент. В отличие от санквылтапа (нарсъюха) или бубна, входящих в музыкальную культуру всех региональных местностей проживания ханты и манси, тумран был распространен в основном у восточных и приобских ханты. Игра на тумране встречается у ванзетурских манси, одежда, обряды и музыка которых особенно близки к хантыйской культуре. В отличие от игры на санквылтапе, нарсъюхе и бубне, которая выполняла прежде всего обрядовую функцию, основная сфера применения тумрана - необрядовое музицирование. Как правило, на тумране играли женщины. Известная исполнительница наигрышей на данном инструменте Ирина Ивановна Тасманова, по языку и культуре относящаяся к ванзетурским манси, сама изготавливала для себя тумраны.
 Ранее тумран изготавливали из расщепленной кости задней ноги или лопатки оленя. Когда не стало оленей у приобских ханты, стали изготавливать из коровьего ребра. В частности Д. Агеев в 80-е годы изготовил несколько тумранов из коровьего ребра.
 
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
открытый урок по музыке народов  ханты и манси педагог Рещиков Алексей Александрович
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
Татаринова Дарья
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
санквылтап
мансийский музыкальный инструмент
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
нарсъюх
хантыйский музыкальный инструмент
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
бубен
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
журавль
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
тумран
фино-угорские народы культура ханты-мансийск
Используются технологии uCoz